Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google
Мобильные приложения
AppStore GooglePlay

Елена, 65 - 14 июня 2013 08:06

Все
Генри Киссинджер: я всегда пытался понять Россию
Что конкретно стоит за уже было подзабытым жанром: личные и секретные письма друг другу президентов России и США? На этой неделе в Вашингтон из Москвы доставлен ответ Путина на послание, которое несколько недель назад пришло от Обамы. Два слова об обстоятельствах места


Помощников президентов США по национальной безопасности можно было снимать через окна Белого дома только в прошлой жизни. На кадрах, снятых в 1970-х, Генри Киссинджер. Сегодня, после 11 сентября, на вашингтонской Пенсильвания-авеню уже совсем иной режим безопасности. Но внутри Белого дома всегда есть официальные фотографы и операторы, однако с прошедшей там на этой неделе встречи нынешнего помощника президента США по национальной безопасности Томаса Донилона и его российского коллеги Николая Патрушева нет ни кадра. В итоге возможно лишь совместить официальные фото этих чиновников, на чьи переговоры в Кремле зашел Путин, а в Белом доме — Обама. До поры до времени только это и было известно, настолько все конфиденциально, а точнее — секретно. Впрочем, такая осторожность даже желанна в отношениях поистине уважающих друг друга ядерных держав, несущих особую ответственность за судьбы мира.

Крайне важно то, что сейчас речь идет о целом «пакете». В нем не только ПРО — противоракетная оборона. Тема эта важная, стратегическая, но, пожалуй, довольно далекая от ежесекундных забот рядовых граждан. Еще там экономика. Этого Москве и Вашингтону всегда не хватало, если не считать скупку Россией американских ценных бумаг. То есть, как это ни парадоксально, экономического сотрудничества практически нет, но элементы зависимости Америки от России уже есть. Впрочем, в данном случае это взаимозависимость. А вот где США, да и весь мир, от России именно что зависят, так это Сирия, Северная Корея, Иран, где Россия действительно за эти годы восстановила свое влияние и заняла новые ниши.

Приметой этому стало паломничество последних дней к Путину. Буквально вчера его посетил президент Сербии. Если коротко: Хорватия, Болгария, Албания — члены НАТО, в Сербии — база российского МЧС. Хорватия, Болгария, Словения — члены ЕС, но и у России дружба с Сербией скреплена серьезными кредитами.

Из этого же ряда переданные от Владимира Путина новому президенту Венесуэлы Николасу Мадуро бюст Уго Чавеса и также личное послание, что сопровождало новые нефтяные контракты в когда-то, безусловно, проамериканском Каракасе. Если вдуматься, то схожая система сдержек и противовесов и по Сирии. До этого у Путина побывали взявшийся за изучение русского языка премьер-министр Израиля Нетаньяху, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и глава кабинета Великобритании Дэвид Кэмерон. Британский премьер от Путина поехал к Обаме, а потом еще раз созванивался с Путиным, потому что без России на сирийском «треке» явно не получается. И Кэмерон, похоже, возрождает старую и добрую традицию, когда-то сослужившую хорошую службу и Лондону, и всему миру, в соответствии с которой Британия была трамплином для ускорения российско-американского диалога.

Нет ничего проще, как доказать, что России и Америке никогда не сойтись. Если взять события 1823 года, то про принятую тогда в США Доктрину Монро почему-то принято говорить, что ее лозунг «Америка для Америки» был выдвинут в противовес англо-французскому реваншизму. В действительности, и англичан, и французов США уже тогда успешно выдавили в Канаду и на Карибы, а если почитать материалы слушаний в конгрессе тех времен, то видно, что главной помехой тогдашний президент Монро и его госсекретарь Адамс стали видеть Россию: в тот момент интересы столкнулись у Аляски.

Тем ценнее опыт российско-американского не только соперничества, но и взаимопонимания, а то и сотрудничества. И в этом смысле особенно интересно наследие Генри Киссинджера. В годы Второй мировой войны он был солдатом, принимал участие во встрече советских и американских войск на Эльбе, а после войны — помощником президента США по национальной безопасности, а потом и госсекретарем при президентах Никсоне и Форде.

В понедельник, 27 мая, Генри Киссинджеру исполняется 90 лет. Конечно, в эти дни вновь и вновь будет звучать самый знаменитый про него анекдот: Журналист спрашивает: «Доктор Киссинджер, а в чем заключается изобретенная вами “челночная дипломатия”? — О, это очень просто. Вы хотите выдать дочь Рокфеллера замуж за простого парня из сибирской деревни?» — Но это невозможно! — Ничего подобного. Смотрите: я еду в сибирскую деревню, нахожу там простого парня и спрашиваю: «Хочешь жениться на американке?» Он мне: «Зачем? У нас и здесь девчонки хорошие». Я ему: «Ну, а если это дочь миллионера Рокфеллера?» Он: «А, ну тогда другое дело». Тогда я еду в швейцарский банк и говорю там: «Хотите, чтобы вашим президентом стал простой сибирский парень?». Те говорят: «Ни в коем случае!». Тогда я спрашиваю: «А если это будет зять Рокфеллера?». Они: «Ну так это меняет дело!». К следующему я еду к Рокфеллеру и предлагаю ему в зятья сибирского мужика. Он мне: «Да никогда в жизни!». Я ему: «А если он президент швейцарского банка?». Тогда Рокфеллер зовет к себе дочь. «Сюзи, мистер Киссинджер нашел тебе прекрасного жениха — президента швейцарского банка». На что Сюзи говорит: «Фи, какое занудство!». А я ей: «А если это здоровенный сибирский мужик?!». Ну и тогда она мне говорит: «О, это меняет дело!».

Мы встретились с доктором Генри Киссинджером, лауреатом Нобелевской премии мира, 56-м государственным секретарем США, в его офисе в Нью-Йорке.

— Скажите, а это занятно — приближаться к 90-летию?

— Это, безусловно, уникальный опыт. Я никогда не заглядывал так далеко. Не то, чтобы я думал, что у
Добавить комментарий Комментарии: 0
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.