Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google
Мобильные приложения
AppStore GooglePlay

Марина, 56 - 18 октября 2013 23:49

Отредактировано:27.10.13 09:48
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной;
Придет ли вестник избавленья
Открыть мне жизни назначенье,
Цель упований и страстей,
Поведать - что мне бог готовил,
Зачем так горько прекословил
Надеждам юности моей.

Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла;
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.

М.Лермонтов
Добавить комментарий Комментарии: 2
Томас Гарвей
Томас Гарвей , 63 года19 октября 2013 11:22
"НАЗНАЧЕНЬЕ ЖИЗНИ"

******************

Юрий Кобозев

Смерть философа
(платонический диалог)

"Быть или не быть - вот в чем вопрос..."
В. Шекспир "Гамлет"


Философия рождается со "смертью" человека, решившегося философствовать. Но почему для жизни человека нужна смерть философии?
- А как же? Что такое любая философия, любой текст? Вслед за Гамлетом Пушкин сказал: "Все это, видите ль, слова, слова, слова". А где же жизнь человеческая, жизнь, в которой не произносят слова, а пьют этот пряный и хмельной напиток, который называется "бытие"? Даже Пушкин уставал от слов и мечтал о том, чтобы "По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам... - Вот счастье!" - Вот жизнь, добавлю я от себя,
- И что, совместить жизнь и познание истины нельзя принципиально?
- Только одному Человеку это удалось вполне и потому Он имел право сказать: "Я есмь путь и истина и жизнь..." (Ин 14:6). И многие отцы-пустынники, шедшие этим же путем, тоже могли бы сказать о себе так, если бы они не предпочитали молчать и просто быть,
- Просто быть? Это что - растительное сущестование идиота, без мысли и слова?
- Без слов может быть, но не без мысли и чувства,
- И в чем же смысл такого существования?
- Смысл в том, чтобы быть свидетелем красоты мира. Ведь никто другой, кроме человека, не может понять, что мир сей "добра зело" ( i ). Может быть именно для этого Бог и создал человека, чтобы был кто-то, кто оценит Его работу. А все остальное, что человек творит в своей истории - наука, войны, государства и т.д. - все это лишь "побочный эффект" бытия, не понявшего своей настоящей задачи существа,
- И философия - тоже "побочный эффект"?
- Конечно! Подумайте только: вместо того, чтобы сказать одну только фразу: "Прав Ты Господи, что сотворил такую красоту!", человек произносит и записывает целые библиотеки слов, причем практически все эти слова посвящены одной задаче - приспособить мир к сиюминутым потребностям человека. Во всех этих творениях человека дурно понятая польза становится смыслом существования мира, вытесняя из него красоту. Красота в конце концов тоже сводится к пользе - к элементу комфорта человека. Тут-то человек и заканчивается, ибо перестает исполнять замысел Божий о нем,
- И тут-то ему и приходит пора умереть?
- Да, "пора, мой друг, пора", пора умолкнуть, остановиться и увидеть, что мир сей "добра зело". Пора вспомнить, что человек есть существо, взыскующее Красоты, существо, жизнь которого, по словам А.А. Ухтомского, "есть требование от бытия Красоты". "Человек - художник жизни", - это тоже Ухтомский,
- Значит смерть философа означает рождение художника?
- Именно так! Рождение художника в широком смысле слова - как органа восприятия красоты мира Божьего,
- И какому же организму принадлежит этот "орган"?
- Единому организму нашей планеты, который Джеймс Лавлок назвал "Гея",
- По-Вашему это не просто красивая метафора?
- Нет, это реальность. И реальность эта опирается не только на тот факт, что в биосфере нет организмов, которые бы не существовали в симбиозе, но и на все еще не замечамый людьми факт удивительной приспособленности всей биосферы к жизни человека,
- Что вы имеете в виду?
- Понимаете, за время цивилизованной жизни человечество научилось смотреть на дикую природу как на нечто внешнее и враждебное человеческому существованию: у Природы нужно вырвать блага, Природу нужно покорить, завоевать и т.п. А ведь неолитический охотник, например, ходил в лес как пастух ходит в свое стадо - он знал, что и где в данный день можно взять в качестве питания. Практически лес был его домашним хозяйством, и он очень бы удивился, узнав как мы сейчас смотрим на лес и его обитателей. Ведь это все дело предрассудка, что считать домашними животными, а что - дикими. Вот, например, все знают, что северные олени - это домашние животные, но почему-то считается, что бизоны, которые обитали в прериях Северной Америки, были дикими животными, хотя индейцы жили в симбиозе с ними совершенно так же, как чукчи и эвенки живут сейчас в симбиозе со своими оленями. Этот мир создан для человека, и это очень хорошо понимали художники каменного века, оставившие на стенах пещер следы своего восхищения красотой и гармонией этого мира,
- Вы хотите сказать, что этот мир является раем?
- Именно так! Мир нашей планеты был и есть рай - единый организм, в котором человек является органом восприятия. Но вот то, что в Библии называется "грехопадением человека" привело к искажению его восприятия этого мира: любовь к единому телу планеты заменила ненависть к "враждебной" природе. Причем, в состав ее произвольным образом включались и враги-люди. Так вот и началась борьба с этим миром за собственное существование. Человек забыл "детское отношение к миру как к близкому, интимно-любимому, уважаемому собеседнику и другу" (это слова Ухтомского),
- И что же нужно теперь?
- Борьба за существование в Красоте, как говорил Ухтомский!
- И тогда "Красота спасет мир" - по Достоевскому?
- Не мир, а человека! Мир спасать не надо - он как был рай, так и остался раем, а вот человека нужно спасать, потому что если он не научится видеть красоту вокруг себя, он в своей слепоте погубит и себя и этот изумительный, божественный мир,
- И поэтому философ должен "умереть"?
- Да, а художник должен жить,
- Неужели я больше никогда не услышу Ваших рассуждений?

************************* *****************************
Показать ответы (1)
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.