Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google
Мобильные приложения
AppStore GooglePlay

Марина, 56 - 18 октября 2013 23:57

Отредактировано:27.10.13 09:47
Да, в женщине, как в книге, мудрость есть.
Понять, способен смысл её великий,
Лишь грамотный.
И не сердись на книгу,
Коль, неуч, не сумел её прочесть.

Омар Хайям
Добавить комментарий Комментарии: 1
Томас Гарвей
Томас Гарвей , 63 года19 октября 2013 12:18
Здравствуйте, Марина!
Один хороший и многознающий человек сказал, что перевод слова "идиот" - средний. Так называли (обзывали?) монаха, умеющего читать, но не умеющего понимать смысл текст.
Вот и я подобен этому монаху. Но учусь! Вечный студент!
А вот в психиатрии "средний" - это "гармоническая личность" (человек без признаков социальной дезадаптации), т.е. "человек общественный", а не "разумный". Вот такой парадокс! Думай, поступай, люби КАК ВСЕ - и ты не больной, не безумный.

*******************************************************

Юрий Кобозев
Безумная разумность
(платонический диалог)

"У всякого безумия есть своя логика"
(Вильям Шекспир)


- Когда сравниваешь интеллектуальное поведение животных и человека, то видишь, что человеческая разумность не сильно отличается от животной неразумности,
- В чем же их сходство?
- Прежде всего в "локальности" их разума,
- Что вы имеете в виду?
- То, что каждое живое существо ведет себя вполне разумно в пределах своей экологической ниши. И напротив - ведет себя довольно глупо за этими пределами. За этими пределами их поджидает обман, иллюзии и безумие,
- Например?
- Пример обмана - мимикрия, при помощи которой бабочки пугают птиц огромными "глазами" на своих крыльях. Пример иллюзии - мотыльки, летящие на свет свечи, принимая его за свет звезды. Пример безумия - стая саранчи, по неизвестным причинам снимающаяся с еще не съеденного поля и улетающая в океан на свою погибель,
- А человек?
- И человек точно так же живет в обмане, иллюзии и безумии за пределами той этологической программы, которую ему оставили в наследство его предки-приматы. Разум приматов призван обслуживать их социум. И для достижения успеха внутри социума этот разум вполне "разумен". Но когда тот же разум пытается подчинить себе другие явления окружающего мира, он порождает те же иллюзии, обман и безумие: иллюзии коллективного бессознательного, вкладываемого в окружающий мир; обман мнимых объяснений законов этого мира, безумие использования этого мира для достижения чисто социальных целей,
- Как сказал Сент-Дьердьи: "мозг не орган мышления, а орган выживания",
- Именно так, причем в случае приматов речь идет прежде всего о выживании внутри социума,
- А как же этот мозг справляется с познанием мира?
- Через описание мира как социума приматов,
- Как это?
- Вспомните, какими терминами пользуются наши естественнонаучные теории: "сила", "борьба за существование", "сродство". Это же все из области социальной жизни,
- Еще Эмпедокл описывал мир вещей как уравновешивание "любви" и "ненависти",
- Совершенно верно - именно так начиналась наука, в эти же одежды она рядится до сих пор,
- Ну и что в этом плохого?
- А то, что когда ученый наблюдает в природе, как "слабость" управляет "силой", он говорит себе, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. Живая природа, описанная как "борьба за существование", не дает понять смысл и значение разнообразных симбиозов в ее существовании. Привычка к иерархическому упорядочиванию любой реальности - это наследие организации стада павианов - ведет к тому, что сетевая организация системы микроорганизмов, например, ставит ученых в тупик непонимания,
- Это похоже на математические группы и их инварианты: в пределах определенной группы ее инварианты являются истинным знанием, но перестают быть таковым, когда мы выходим за пределы данной группы,
- Очень хорошая аналогия! Можно сказать, что "человеческая группа" - это этология приматов,
- И не более? Но тогда получается, что человеческий разум обречен на искаженную картину мира?
- Нет не обречен. И этим отличается разум человека от животной неразумности. Животное не может выйти за рамки своей "группы", а человек - может. В этом и состоит смысл познания, науки и образования человека. Наука - это процесс конструирования различных групп и их инвариантов и поиск применимости их к окружающему миру. А образование - это обучение этой способности. Поэтому только образованного человека можно с полным основанием назвать разумным человеком, ибо образование спасает его от иллюзий, обмана и безумия его же собственного разума,
- Получается, что сам по себе, стихийно, без специальных усилий человеческий социум замыкается в скорлупе собственного безумия? А для того, чтобы он был разумным, нужно в каждом следующем поколении людей прилагать огромные усилия для создания разума у подрастающего поколения?
- Это и есть формулировка второго начала термодинамики для сообщества носителей разума. Вспомните Черную Королеву из сказки Кэррола: для того, чтобы оставаться на месте, нужно бежать изо всех сил, а для того, чтобы продвигаться вперед, нужно бежать еще быстрее...
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.