Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google
Мобильные приложения
AppStore GooglePlay

ПУМА, 47 - 18 ноября 2007 11:29

Все
На улице холодно, самое время в баню ;)

По народному поверью, когда-то была активная борьба между Богом и дьяволом на почве сотворения человека. Бог сотворил человека, а дьявол сколько ни старался, получались одни черти. Господу черти не понравились и он их попросту с неба скинул. Сердитый был. Черти, падая, попали кто куда. Кто в воду - стал водяной, кто в лес - стал леший, кто в дом - домовой, а в бане - банник. Женского рода, кому повезло, банниха, банная бабушка или обдериха.

Откуда брался банник в каждой конкретной бане - неизвестно, но в ночь после ее постройки он становился там полновластным хозяином. Поэтому банника заранее задабривали: когда баню заканчивали, под порог закапывали черную курицу или черного петуха. При этом курицу полагалось не резать, а задушить и не ощипывать. Также считалось, что банник появляется в бане после того, как там побывала роженица.

В самой бане он занимал место за каменкой, а когда сердился, перебирался под полок. Список нарушений, из-за которых сердился банник, достаточно велик, но и разумен.

В бане нельзя было громко говорить, шуметь, стучать. Самый строгий запрет распространялся на брань. Добрая треть наказанных пострадали из-за своего пристрастия к ругани. Произнесенное в бане проклятье обязательно сбывалось. При посещении бани необходимо было соблюдать определенный ритуал. При входе в баню следовало спросить разрешение на помывку, а при выходе поблагодарить. Уходить при этом требовалось задом, по ходу движения, отвешивая поклоны и приговаривая "Мойся, хозяин". Банник не прочь был отдохнуть от своих неправедных трудов и попариться "на халяву", на "четвертый пар". Так называется заход после того, как в бане попарилось три смены людей. Поэтому последний моющийся оставлял ему метлу, кусок мыла, теплой воды в лохани и, конечно, веник. Банника можно было и угостить. С этой целью ему оставляли ломоть черного хлеба, изрядно пересыпанного крупной солью. Если кто по незнанию парился на четвертый пар, банник очень сердился. Говорят, что бывали случаи, когда люди угорали или запаривались.

Нередко банный дух мог выступать и в женском облике. В этом случае ее называли баннихой, банной бабушкой, но чаще всего обдерихой. Обдериха - подстать своему собрату - морщинистая лохматая старуха и, что самое страшное, голая. Банниха была страшнее банника, могла сердиться без всякого повода.

На святки банник позволял приходить в баню "завораживаться". В полночь к двери бани приходили девушки и, задрав юбки, ждали, что он им посулит. По выставленному в двери заду банник либо бил когтистой лапой - быть беде; или нежно гладил мягкой и мохнатой - на счастье. В иных местах считалось - если бил, к бедному жениху. Если гладил - к богатому. Вообще банник женщин привечал больше, чем мужиков...

Вместе с тем, место, где стояла баня, считалось местом нечистым, а то и поганым. Неизвестно, куда девался банник, если баня сгорала или разваливалась от старости. Даже в наше время в иных северных районах место бывших бань, как бы удобно не было их расположение для всяких хозяйственных нужд, превращали в свалки всякого мусора, заросли лопуха и крапивы.

Горький опыт показывал, что отстроенный на баннище дом изобиловал клопами и мышами. А если строился хлев - скотина болела, а то и дохла. Можно, конечно, думать, что это суеверие, но почему, спрашивается, и в современных банях, оборудованных по последнему слову техники, нередко замыкает проводка?

Поскольку в древности считали баню "поганой", в ней никогда не вешали икон. Если там живет нечистая сила, то нельзя брать туда праздничную, "кобеднишную" одежду, а также нельзя было банную утварь брать в избу. После мытья и парения считалось необходимым окатить себя чистой студеной водой или окунуться в озеро или речку, в зависимости от времени года, можно покататься по снегу, чтобы смыть с себя всю нечисть. Не сделав этого человек не имел права войти в церковь и вообще в тот же день после бани ходить в церковь не полагалось.

В финском фольклоре также играют существенную роль различные банные феи и гномы. Духом сауны является Леилю, а также фея Ауторитар и ее сын Ауториинен. В эпоху христианства у финнов появилась даже своя концепция Девы Марии как защитницы парильщиков, но гномы сауны не исчезли из финской традиции никогда. Они защищают сауну и приносят успех и счастье посетителям. Если же люди ходят в сауну поздно ночью или ведут себя в ней слишком громко и буйно, попросту говоря недостойно, то гномы сауны начинают сердиться, делаются злыми и охлаждают воду, лишают пара. Например, банные гномы из Еряярви были черными и одноглазыми.

Финны также обращались к сауне для того, чтобы узнать и увидеть специальные знаки о своем будущем. Наиболее эффективный способ гадания заключался в бросании вихты (веника) в печь. Исходя из положения вихты, предсказывалось направление, из которого должен был появиться и прийти будущий муж, либо предопределялось какое-то другое важное событие.

Народные пословицы определяют отношение финнов к сауне:

В сауне ведут себя как в церкви.

Холод чужд сауне.

Сауна лучше любой медицины.

Только дурак обжигается в сауне.

"Так и надо жить" - сказала старуха, когда упала на полок сауны и скончалась.

Как видно, что в бане, что в сауне правила поведения одни и те же. Русские и финские банные духи сердятся по одному и тому же поводу. Есть они или нет - это решает для себя каждый индивидуально, а вот соблюдать правила поведения в сауне и бане нужно обязательно. На всякий случай...
Добавить комментарий Комментарии: 0
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.