Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google
Мобильные приложения
AppStore GooglePlay

Ксения, 44 - 25 января 2008 19:14

Все
Только он не вернулся из боя...
"Это были, - вспоминал один из счастливых слушателей этих концертов, - живые картинки живой, сегодняшней жизни. Автор как бы перевоплощался в своего героя - будь то зэк или военачальник, космонавт или спортсмен". Спортсменам и военным (дань семье, его отец - офицер) посвящено наибольшее количество стихов Высоцкого. Альпинисты и космонавты вообще считали его "своим". Как очень верно выразился в эти нынешние юбилейные дни один из сегодняшних "великих" в мире искусства, "Высоцкий никогда не был диссидентом, но он был вольнодумцем, как Пушкин, которого Высоцкий боготворил".

Да, как Пушкин, он не призывал к мятежу, не учил, как нужно управлять государством, как переустраивать жизнь и систему. Но он готов был сражаться неистово, рискуя собственной жизнью, за собственное достоинство, за достоинство человека, стоящего рядом или далеко, за человека вообще - за то, чтобы в человеке в любых обстоятельствах сохранялся Человек. Одно из самых пронзительных и самых, наверное, известных стихотворений Высоцкого называется "Я не люблю".

Помните?

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более, когда в нее плюют

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор

Пусть впереди большие перемены,

Я это никогда не полюблю.

Давно уже сказано и доказано: поэт в России - больше чем поэт. К судьбе и характеру Высоцкого это имеет до удивления непосредственное отношение. В унылые, тягуче-скучные, до нелепости смешные, но от этого ничуть не менее страшные, опасные и по-настоящему тоталитарные брежневские времена в огромной стране, шушукающейся по кухням или хихикающей в рукав, жил человек, громко, на весь мир говоривший (да еще под гитару! да еще подчас со смехом!) все, что он думал обо всем об этом.

Конечно, с ним заигрывали. Удивительно, но такой вот "вольнодумец" никогда не был "невыездным". Времена со сталинской эпохи при Высоцком все-таки изменились. Театр на Таганке (еще одна "потемкинская деревня", призванная убеждать Запад в свободе слова и искусства в СССР) выезжал в зарубежные гастроли вместе с главной своей звездой - Владимиром Высоцким.

Посланная ему Богом или судьбой любовь, а затем и брак с русской француженкой Мариной Влади еще более открыл актеру и поэту двери в иной мир. Ему, наконец, разрешают давать легальные концерты на Родине. В общей сложности он дал за рубежом и в СССР более 1000 концертов.

И все же, главное дело его жизни - стихи (не тексты для песен, а стихи) остаются на родине как бы непризнанными. Их не публикуют, значит, их нет. Значит, над ним, таким вольнолюбивым, есть хозяева, да еще какие.

Высоцкий умер 25 июля 1980 г., во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. В преддверии Олимпийских игр из Москвы были выселены многие жители, имевшие серьезное криминальное прошлое. Город был закрыт для въезда советских граждан и наводнен милицией. Сообщений о смерти Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось (появилось лишь сообщение в "Вечерней Москве"). И, тем не менее, у театра "На Таганке", где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади).

"Они хотели его тихо, быстро похоронить. Закрытый город, Олимпиада, а получилась довольно для них неприятная картина. Очередь шла от Кремля. Видимо, их мышление было таково, что как такого типа провозить мимо Кремля на Ваганьковское кладбище. Поэтому они - раз, и в туннель юркнули. Стали выламывать его портрет, который выходит на втором этаже театра, поливочные машины стали смывать с асфальта цветы, которые люди прикрывали зонтиками, потому что была страшная жара. Это засняли на пленку. И этот кадр обошел весь мир". (Из интервью Ю.Любимова на "Радио Свобода").

Итак, Высоцкого похоронили в июле 1980 года. И далее пришло признание. В 1981 г. опубликован первый крупный сборник произведений Высоцкого, "Нерв". В 1986 г. Высоцкому было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1987 - за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме "Место встречи изменить нельзя" и авторское исполнение песен - присуждена Государственная премия СССР. В 1989 г. Совет Министров СССР поддержал предложение Советского фонда культуры, Министерства культуры СССР, Мосгорисполкома и общественности о создании в Москве музея Владимира Высоцкого.
Добавить комментарий Комментарии: 0
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.